Секреты успешного тренера: руководство по достижению спортивных целей

Спортивные школы

Что входит в обязанности тренера

В целом, у различных тренеров разная специализация и своя специфика работы. Всё зависит от того, с каким контингентом он работает и в каком виде спорта выступают его подопечные. Тренер по футболу сильно отличается по своим навыкам от тренера по греко-римской борьбе.

Детский тренер. Трудится в детско-юношеских спортивных школах, готовит олимпийский резерв для национальной команды;

Тренер взрослых команд и сборных. Наставник спортсменов, которые представляют страну, регион или город на состязаниях различного уровня;

Фитнес-тренер. Отдельная категория специалистов, которая касается спорта лишь косвенным образом. Специализируется на здоровье и красоте и работает в основном с любителями, а не с профессионалами.

Основной задачей тренера является раскрытие таланта спортсмена. С этой целью руководителю необходимо наблюдать за каждым воспитанником, подбирать для подготовки наиболее эффективные упражнения, контролировать силы спортсмена и правильно распределять физические нагрузки. Тренер учит спортсмена управлять своими эмоциями, настраивает его на успех, вселяет веру в победу.

физическая, техническая, тактическая и морально-волевая подготовка спортсменов к соревнованиям, достижение ими высоких результатов;

разработка плана тренировки, внедрение новых методик в практику;

анализ выступлений спортсменов и внесение требуемых изменений в план тренировки;

осуществление набора новых воспитанников в секцию;

проведение тренировок, занятий, отслеживание результатов спортсменов;

руководство командой (сборной) на соревнованиях.

Руководитель должен знать как можно больше о том виде спорта, в котором он тренирует спортсменов, знать основы психологии и педагогики, уметь организовать работу в группе, уметь планировать и проводить занятия.

Права

Должностная инструкция инструктора по спорту содержит информацию о том, что этот работник имеет право на все социальные гарантии, которые предусмотрены в трудовом законодательстве страны. Он может знакомиться со всеми решениями начальства, которые непосредственно относятся к его работе. Если у него есть предложения, как улучшить работу организации, он может изложить их своему начальнику. Если он выявил нарушения в ходе выполнения своих обязанностей, он должен сообщить о них, если они входят в его компетенцию.

С разрешения руководства он может привлечь других работников к выполнению работ, возложенных на него должностной инструкцией инструктора по спорту. Профстандарт предполагает, что работник вправе повышать уровень своей квалификации. При необходимости запрашивать у других сотрудников учреждения документы и информацию, которые необходимы ему для выполнения своей работы. Помимо этого, он вправе потребовать от своего руководителя содействия в ходе выполнения им своих трудовых функций.

«Мальчики на тренера никогда не обидятся, а вот с девочками…»

— В клубе «Строгино» вы тренируете женскую команду. Чем отличается тренерский подход к девочкам по сравнению с обучением мальчиков?

— Если говорить о технической части — кардинальных различий нет. Мальчики и девочки выполняют одни и те же упражнения. А вот эмоциональные расхождения бывают: в женском коллективе тренер всегда должен подбирать слова, выполнять обещания и быть немного психологом — иначе связь между ним и командой разорвётся. С мальчиками в этом плане проще: они понимают, что тренер может сорваться, и быстро отходят от конфликтных ситуаций.

— Как тактичность тренера влияет на результативность женского коллектива?

— Женская психология в области спорта утверждает: если девочки видят, что тренер отвечает за свои слова и стоит за них горой, они тренируются и стараются в два раза больше. Словом, делают всё, чтобы не подвести тренера и принести победу.


Фото: официальная страница женского футбольного клуба «Строгино» во «ВКонтакте»
Фото: официальная страница женского футбольного клуба «Строгино» во «ВКонтакте»
Фото: официальная страница женского футбольного клуба «Строгино» во «ВКонтакте»

— Как правильно критиковать женский коллектив?

— Критика есть во всех видах спорта: и в женских, и в мужских. Она обязательна и полезна при одном условии: критикуйте действия игрока, но не личность. При таком подходе вы не заденете достоинство подопечного и сохраните хорошие отношения между вами.

Не забывайте и про обратную сторону критики — похвалу. Универсальный принцип прост: критикуйте лично, поощряйте при всех.

Интересно, что есть игроки, которым по характеру критика просто необходима, чтобы завестись. Замечания подстёгивают их и запускают реактивное сопротивление нервной системы — только так они аккумулируют свои силы и достигают результатов.

— Как таких игроков выявить?

— Это вопрос индивидуального подхода: общайтесь с самими спортсменами и уточняйте детали у спортивного психолога команды. Кого-то нужно излишне подбадривать, кого-то встряхивать, а кого-то вообще не трогать. Если найдёте ключик к каждому человеку, сделаете эффективной всю команду.

— А может ли сам тренер демонстрировать свои чувства на поле? Или следует быть сдержанным?

— Лично я привык переживать всё внутри себя: спокойно сидеть на скамейке и вставать с неё лишь изредка. И если на взрослом футболе я ещё могу выбежать из технической зоны и пожестикулировать в сторону судьи, то на детско-юношеском уровне — нет.

Для тренера игра — это просто тренировочное средство, всю работу мы проводим до. Тренер должен абстрагироваться и дать детям играть: вы не сможете вечно подсказывать, что и как делать.

Чек-лист: как выглядит хороший тренер по художественной гимнастике

На что же обращать внимание при знакомстве с тренером?

Собрали для вас небольшой чек-лист: вот по каким пунктам стоит пройтись. 

Уважительное отношение к подопечным. Хочется верить, что это база, которая должна быть у педагога по умолчанию, но недоброжелательные тренеры все еще встречаются. Прислушивайтесь к рассказам ребенка и после начала занятий.

Личная спортивная карьера

Если ребенок планирует переходить в большой спорт, важно, чтобы тренер знал, как в нем все устроено. Личный опыт соревнований помогает тренеру эффективнее готовить спортсмена, знать, что посоветовать и как поддержать

Да и ребенку проще довериться авторитету человека, который уже проходил через все, что только предстоит ему.

Образование. В то же время просто карьеры в художественной гимнастике недостаточно: важно, чтобы было и специальное образование. Оно позволяет действовать не по наитию, а по науке: будущие тренеры по художественной гимнастике учатся анатомии и физиологии, психологии, что позволяет им грамотно распределять нагрузку, умело управлять детским коллективом и находить подход к каждому.

Подопечные регулярно занимают призовые места и выигрывают соревнования. Даже если ребенок планирует заниматься “для себя”, важно, чтобы у тренера был опыт подготовки сильных спортсменок, способных выигрывать призовые места и отбираться на просмотры к тренерам из сборной. Это говорит о высоком качестве тренерской работы.

Важно, чтобы тренер умел готовить гимнасток к выступлениям: показателями этого служат победы учениц на соревнованиях

Квалификационные требования к работнику

Профессиональным тренером может стать только целеустремленный человек с качествами лидера. Основные требования к работнику этой сферы заключаются в том, что тренер должен знать:

психологию, физиологию, возрастную педагогику;

особенности физического развития спортсменов в каждом возрасте;

методики и приемы спортивной подготовки воспитанников;

современные технологии, позволяющие улучшить продуктивность подготовки (знания ПК, опыт работы с техническим оборудованием);

приемы убеждения и аргументации, способы подхода к детям, установление контакта с родителями;

способы разрешения конфликтных ситуаций;

В зависимости от места, где тренер ведет свою деятельность, требования могут отличаться. Работодатель может требовать наличия опыта работы с детьми и пр.

Источник фото prostooleh/freepik

Олег Графов

Персональный тренер по фитнесу и бодибилдингу

Окончил колледж фитнеса и бодибилдинга им. Бена Вейдера.
Член Ассоциации профессионалов фитнеса (FPA).
Участник семинаров тренера высшей категории по бодибилдингу, судьи международной категории IFBB Александра Назаренко.
Призер чемпионата России 2015 года. КМС по пауэрспорту. Многие из его учеников получили звание КМС.
Основные направления:
– проведение персональных тренировок
– консультация в области спортивного питания и нутрициологии
– функциональный тренинг
– коррекция избыточной массы тела
– особенности построения тренировочных программ для женщин
– силовые тренировки
– проведение тренировок при остеохондрозе, межпозвоночных грыжах, протрузии межпозвонковых дисков
Опыт личных тренировок более 12 лет.
Опыт работы тренером – 8 лет.

«Учиться придётся много»: совет от тренера

— Какие у вас есть цели и мечты, которых в ближайшее время хотите достичь?

— Я хочу и дальше учиться как тренер: поступить в ближайший набор на лицензию категории PRO, высшую. А ещё желаю, чтобы максимальное число моих футболисток из ЖФК «Строгино» попали в Женскую суперлигу — высший футбольный эшелон России.

Как спортивный директор «Чемпионики» я продолжу активно развивать сеть школ и самих тренеров. Лучшая похвала для меня — получать из разных источников позитивные отзывы об их работе. Знать, что родители наших детей довольны тренировками, а дети с удовольствием их посещают.


Вадим (в сером) на встрече с представителями Департамента спорта города Москвы

— А какой общий, но важный совет вы могли бы дать начинающим детским тренерам?

— Я бы посоветовал запомнить и принять, что работа тренера — это не полуторачасовое занятие. Работа тренера — это процесс до тренировки и после неё. Для настоящего результата вам придётся очень много учиться и столько же работать засучив рукава.

Вадим Козлов также советует прочесть книги и методические пособия Бориса Григорьевича Чирвы — доктора педагогических наук и ведущего методиста в российском футболе.

Тарифицирование работников.

Ежегодно (не позднее чем за две недели до начала тренировочного (спортивного) сезона) производится тарифицирование работников.

Тарификация может осуществляться с использованием следующих методов:

  • почасовой – зависит от выработки рабочего времени, затраченного на реализацию образовательной программы или программы спортивной подготовки в соответствии с табелем учета рабочего времени;
  • подушевой – зависит от количества занимающихся по каждому этапу (периоду) подготовки и избранному виду спорта, закрепленных за работником в соответствии с тарификацией;
  • групповой – зависит от количества групп по каждому этапу (периоду) подготовки и избранному виду спорта при условии наполняемости групп не ниже минимального;
  • рейтинговый – зависит от результатов спортивных достижений занимающихся за определенный период подготовки.

Тарифицирование работников, участвующих в реализации программ с несколькими группами занимающихся, может осуществляться с применением разных методов по каждой группе.

В связи с подушевым финансированием большинства государственных (муниципальных) образовательных и спортивных организаций наиболее распространенным является подушевой метод тарификации.

Далее мы подробнее рассмотрим порядок начисления заработной платы при таком методе.

Первый тренер в жизни ребенка: почему это важно

Тренер в жизни ребенка на самом деле занимает куда более значимое место, чем кажется: это не просто человек, с которым будущий спортсмен проводит много часов, учась отрабатывать элементы. Хотя нормально сменить несколько тренеров за карьеру, тот из них, с кем ребенок столкнется первым, сильно повлияет на отношение к спорту, соревнованиям, личным успехам и неудачам. Такой человек может как вдохновлять на новые свершения, так и навсегда отбить желание приходить на тренировки.

От первого тренера зависит, будет ли ребенок с радостью ходить на тренировки, или потеряет интерес и к ним, и к жизни спортшколы.

Для большинства детей тренер становится “значимым взрослым”: наравне с мамой, папой, дедушкой и бабушкой. Сами тренеры тоже часто привыкают к своим подопечным, как к собственным детям, поддерживают отношения с ними и с их семьями.

Представьте, что тренер, появившийся в жизни вашего ребенка, обладает не лучшими моральными ориентирами: не видит ничего такого в несправедливых оценках, разделяет группу на любимчиков и тех, к кому можно относиться свысока. Такой человек, даже если ребенку повезет, и он окажется в фаворитах, может плохо повлиять на формирование и становление личности будущего спортсмена

Именно поэтому важно присмотреться к тому, кто будет тренировать ребенка первым: пока он уязвим и верит тем, кто старше

Личностные качества тренера

Необходимы определенные качества тренера, чтобы стать профессионалом в своей сфере. Тренер должен быть:

Какое образование, согласно профстандарту, может иметь тренер-преподаватель учреждения дополнительного образования детей (образовательное). Например педагогическое – это нарушение или нет?

Здравствуйте, Светлана Анатольевна!

Также замечу что руководитель может назначить и без наличия необходимого уровня образования или стажа

  • Что такое пожарный рукав кратко

      

  • Какие черты характера царицы переданы в данном тексте есть ли в чем либо противоречия кратко

      

  • Школа 2 карпинск педагогический состав

      

  • Что является научной основой правил пищевого поведения человека кратко

      

  • Проект в доу мама главное слово

Задача первого тренера

Но не только профессиональные спортсмены помнят своего первого тренера всю жизнь. Его помнят вообще все, кто хоть немного занимался в какой-либо секции. Пусть год или два — воспоминания все равно остаются навсегда.

Как известно, наилучших успехов в бизнесе, да и в жизни вообще добиваются люди, посвятившие часть времени своего детства спорту. Ничего удивительного здесь нет. Спорт прививает множество важнейших качеств психики, учит конкурировать, дружить, выручать, побеждать, преодолевать. Воля к победе, бойцовские качества, железный характер — все это формируется во время спортивных занятий.

По-настоящему профессиональный тренер воспитывает в ребенке множество положительных и необходимых для жизни качеств: дисциплинированность, честность, уверенность в себе, волю, умение контролировать эмоции и так далее. Все эти навыки становятся фундаментальными для человека, тысячи раз пригождаясь ему в течение жизни.

Ребенок, получивший в детстве такую «закалку», с огромной долей вероятности не потеряется в жизни, не наделает уйму глупостей. А когда настанет время выбора спутника жизни, выберет себе подобного человека: умного, смелого, честного, достойного. И воспитает таких же детей!

Все это ребенок впитывает в себя как губка именно в первые месяцы тренировок. Поэтому к выбору первого тренера следует подходить очень внимательно.

Лучший и первый тренер

То, что значит первый тренер для любого спортсмена, сложно описать простыми словами. Любой спортсмен проходит через руки множества наставников. Уже в детском возрасте даже в самой серьезной спортивной школе их может быть пять или шесть. А уж когда ребенок вступает во взрослую жизнь, количество тренеров, с которыми он работал, может доходить до двадцати человек. И все равно, получая награду, спортсмен всегда благодарит родителей, мужа или жену, болельщиков и первого тренера.

И это вовсе не дань традициям или вежливость. Это настоящая, искренняя благодарность. Как каждый из нас помнит свою первую любовь, так и спортсмены всю жизнь помнят своего первого тренера, каким бы он ни был. Причин такой долгой памяти и благодарности много.

Роль первого тренера

Первый тренер — это человек, который знакомит ребенка с миром спорта. Он не просто развивает в юном спортсмене определенные качества, а учит его умениям и способностям с нуля. Наставник вкладывает в него те знания, которыми обладает сам, и которые годами передает молодому поколению. Именно работа первого тренера во многом определяет способности и профессиональный путь ребенка.

Обучить маленького человека чему-то абсолютно новому, привить ему интерес к этому обучению, научить основам спортивных выступлений — все это задача первого наставника.

Первый тренер — это тот человек, который становится для ребенка еще одним «важным взрослым». Таких взрослых у детей немного: мама и папа, бабушки и дедушки. Может быть, дядя или тетя. И все. А если смотреть на вещи реально, то по-настоящему серьезным жизненным мудростям и умениям ребенка учат только родители, да и то не всегда: дела, работа, занятость…

И вот первый тренер становится тем самым важнейшим взрослым, который расходует свое время с одной целью — научить чему-то ребенка. Конечно, такой наставник запоминается на всю жизнь. Ведь тренер учит ребенка не только спорту. Он помогает ему научиться не отчаиваться, делать правильные выводы, анализировать и думать, не сдаваться, всегда двигаться вперед, к новым достижениям и победам. Для ребенка тренер — это тот человек, который искренне, всей душой заинтересован в его жизни. И ребенок хочет оправдать эти надежды, со всем усердием работая на тренировках.

Ольга Бахурина

Инструктор групповых программ

Инструктор групповых программ Pilates и Bodyflex (сертификат и диплом Академии фитнеса “Олимп”, 2017)
Инструктор-методист по ЛФК при заболеваниях органов дыхания (сертификат и диплом АНО ДПО “Профразвитие”, 2023).
“5 дыхательных практик с терапевтическим эффектом: Стрельниковой, Бутейко, Мюллера, Бодифлекс, Цзяньфей”
– релаксация организма;
– выведение токсинов;
– создание и укрепление мышечного корсета;
– профилактика и облегчение состояний при сосудистых заболеваниях;
– избавление от панических атак;
– здоровье лимфатической и кровеносной систем;
– нормализация сна;
– облегчение симптоматики при заболеваниях дыхательной системы (гайморит, синусит, ангина, аллергический ринит);
– растяжка мышц всего тела;
– постоперационная реабилитация;
– подготовка к родам и постродовое восстановление.
Опыт работы тренером персональных и групповых занятий более 6 лет.

Особенности профессии

Главной особенностью образовательного процесса в сфере спорта является то, что большая часть обучения происходит во время тренировок. Основная задача тренера – обучить своих воспитанников спортивному мастерству и помочь им усовершенствовать личностные навыки. Даже если у человека есть талант без эффективной и продуктивной работы тренера развить его очень сложно. Некоторые специалисты этой профессии занимаются массовым обучением, другие тренируют отдельных спортсменов. Именно поэтому инструктору по спорту требования предъявляются самые различные.

Все зависит от того, какую именно работу ему нужно будет выполнять и кого тренировать. Его главной задачей является раскрытие спортивного потенциала у своих учеников, подготовка их к соревнованиям, а также развитие дополнительных ресурсов организма для достижения максимального результата. Чтобы этого добиться, тренеру нужно разработать правильный режим тренировок, распределить нагрузки в соответствии с возможностями воспитанников, а также выбирать упражнения, индивидуально для каждого из них

Стоит учитывать, что спорт зависит не только от физической силы, важно также тренировать физиологию, управление телом и эмоциональным состоянием

Инструктор должен давать своим ученикам теоретические знания, осуществлять их психологическую подготовку, вдохновлять на победу, прививать дисциплину и прочее. Работа спортинструктором предполагает, что он будет с помощью медицинских работников следить за состоянием здоровья своих воспитанников, подбирать диеты, подходящие для конкретных тренировок, оказывать помощь в преодолении незначительных травм, которые вполне могут случиться при занятиях спортом.

Соотношение параметров режимов правового регулирования по должностям “тренер-преподаватель” и “тренер”

N п/п

Параметры

Должность

Тренер-преподаватель

Тренер

1

Трудовой договор

Срочный (до 5 лет) (подп. 8 ч. 1 ст. 48 Закона N 273-ФЗ; п. 17 Приказа Минобрнауки России от 24.03.2010 N 209)

По соглашению сторон могут заключаться как на неопределенный срок, так и срочные (абз. 1, 2 ст. 348.2 ТК РФ)

2

Продолжительность рабочей недели

Не более 36 часов (ст. 333 ТК РФ)

Не более 40 часов (абз. 2 ст. 91 ТК РФ)

3

Норма учебной нагрузки в неделю

18 часов (Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075)

24 часа (Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 16.07.1990 N 280/12-1)

4

Дополнительная учебная нагрузка, не считающаяся совместительством

До 18 часов (подп. “б” п. 1 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41)

Отсутствует

5

Аттестация кадров

Обязательная (подп. 4 ч. 5 ст. 47 Закона N 273-ФЗ); один раз в 5 лет (п. 17 Приказа Минобрнауки России N 209)

Государственная: рекомендуется один раз в 4 года (п. 7.4 Приказа Минспорта России N 325); общественная: разрабатывается федерациями по видам спорта

6

Длительный отпуск

До одного года (ст. 335 ТК РФ; подп. 4 ч. 5 ст. 47 Закона N 273-ФЗ)

Не предусмотрен

7

Совместительство

9 часов (абз. 6 п. 1 Постановления Минтруда России N 41; абз. 8 разд. 3 Рекомендаций <5>); не регламентируется обязательность извещения работодателя

12 часов (подп. “з” п. 2 Постановления Минтруда России N 41), но с разрешения работодателя по основному месту работы (абз. 1 ст. 348.7 ТК РФ)

8

Отпуск (основной + удлиненный)

(28 + 14) дней (ст. 334 ТК РФ; Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 724)

(28 + 4) дней (минимум) (абз. 2 ст. 348.7 ТК РФ)

9

Квалификация после прохождения аттестации

Высшая, первая, соответствие должности (п. 2 Приказа Минобрнауки России N 209)

Государственная: высшая, первая, вторая, без категории (п. 7.4 Приказа Минспорта России N 325); общественная: устанавливается федерациями по видам спорта

<5> Рекомендации по установлению учебной нагрузки учителей и преподавателей (письмо Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 11.05.2012 N 113).

Из таблицы видно, что минимальные социальные гарантии и компенсации по должностям “тренер” и “тренер-преподаватель”, имеющим право осуществлять обучение по программам спортивной подготовки и дополнительным общеобразовательным программам, не совпадают. Причем тарификация работы тренера осуществляется по нормативно-правовым актам, принятым еще в СССР. Иных документов, по которым осуществляется правовое регулирование трудовых отношений данной должности, мы не выявили.

В настоящее время существует ряд позиций научных работников, которые выступают за тождество в правовом регулировании должностей тренеров и тренеров-преподавателей <6>. Однако концепции научных работников в большинстве своем теоретические. На наш взгляд, они не учитывают реалии настоящего времени, складывающиеся на практике.

<6> Базыкин А.Е. Правовое регулирование труда тренеров: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Науч. рук. А.И. Шебанова. М., 2012; Гусов К.Н., Шевченко О.А. Спортивное право. Правовой статус спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных специалистов в области физической культуры и спорта. 2-е изд. М.: Проспект, 2014.

Таким образом, для разрешения сложившейся противоречивой ситуации необходимо:

  • во-первых, проработать вопрос о возможности установления единого административно-правового статуса спортивных школ как организаций, осуществляющих обучение (ст. 31 Закона N 273-ФЗ);
  • во-вторых, в условиях, когда образование и спорт относятся к разным видам экономической деятельности, Минспорту России необходимо ходатайствовать перед Правительством РФ об установлении тождества наименований должностей “тренер” и “тренер-преподаватель”;
  • в-третьих, при разработке профессионального стандарта тренера необходимо учитывать сложившуюся практику получения профессионального образования работниками по гуманитарным и педагогическим специальностям в области физической культуры и спорта.

Итоги

Выбрать достойного первого тренера для ребенка важно, потому что он часто становится для него значимым, не последним в жизни человеком, который может как привить любовь к спорту, так и отбить ее. Тренер должен научить ребенка не только спортивным элементам и технике упражнений: важно, чтобы он был хорошим психологом, приучил к дисциплине, научить работе с другими гимнастками в команде

Опыт у тренера личной спортивной карьеры в прошлом важен, если ребенок планирует перебираться в большой спорт. Но не менее значимо и профильное образование. Чемпионские награды — не гарантия, что бывший спортсмен будет хорошим тренером.

Rate article

Тренировка с профессионалом: секреты эффективного спортивного тренировочного процесса

Спортивные школы

Что входит в обязанности тренера

В целом, у различных тренеров разная специализация и своя специфика работы. Всё зависит от того, с каким контингентом он работает и в каком виде спорта выступают его подопечные. Тренер по футболу сильно отличается по своим навыкам от тренера по греко-римской борьбе.

Детский тренер. Трудится в детско-юношеских спортивных школах, готовит олимпийский резерв для национальной команды;

Тренер взрослых команд и сборных. Наставник спортсменов, которые представляют страну, регион или город на состязаниях различного уровня;

Фитнес-тренер. Отдельная категория специалистов, которая касается спорта лишь косвенным образом. Специализируется на здоровье и красоте и работает в основном с любителями, а не с профессионалами.

Основной задачей тренера является раскрытие таланта спортсмена. С этой целью руководителю необходимо наблюдать за каждым воспитанником, подбирать для подготовки наиболее эффективные упражнения, контролировать силы спортсмена и правильно распределять физические нагрузки. Тренер учит спортсмена управлять своими эмоциями, настраивает его на успех, вселяет веру в победу.

физическая, техническая, тактическая и морально-волевая подготовка спортсменов к соревнованиям, достижение ими высоких результатов;

разработка плана тренировки, внедрение новых методик в практику;

анализ выступлений спортсменов и внесение требуемых изменений в план тренировки;

осуществление набора новых воспитанников в секцию;

проведение тренировок, занятий, отслеживание результатов спортсменов;

руководство командой (сборной) на соревнованиях.

Руководитель должен знать как можно больше о том виде спорта, в котором он тренирует спортсменов, знать основы психологии и педагогики, уметь организовать работу в группе, уметь планировать и проводить занятия.

Права

Должностная инструкция инструктора по спорту содержит информацию о том, что этот работник имеет право на все социальные гарантии, которые предусмотрены в трудовом законодательстве страны. Он может знакомиться со всеми решениями начальства, которые непосредственно относятся к его работе. Если у него есть предложения, как улучшить работу организации, он может изложить их своему начальнику. Если он выявил нарушения в ходе выполнения своих обязанностей, он должен сообщить о них, если они входят в его компетенцию.

С разрешения руководства он может привлечь других работников к выполнению работ, возложенных на него должностной инструкцией инструктора по спорту. Профстандарт предполагает, что работник вправе повышать уровень своей квалификации. При необходимости запрашивать у других сотрудников учреждения документы и информацию, которые необходимы ему для выполнения своей работы. Помимо этого, он вправе потребовать от своего руководителя содействия в ходе выполнения им своих трудовых функций.

«Мальчики на тренера никогда не обидятся, а вот с девочками…»

— В клубе «Строгино» вы тренируете женскую команду. Чем отличается тренерский подход к девочкам по сравнению с обучением мальчиков?

— Если говорить о технической части — кардинальных различий нет. Мальчики и девочки выполняют одни и те же упражнения. А вот эмоциональные расхождения бывают: в женском коллективе тренер всегда должен подбирать слова, выполнять обещания и быть немного психологом — иначе связь между ним и командой разорвётся. С мальчиками в этом плане проще: они понимают, что тренер может сорваться, и быстро отходят от конфликтных ситуаций.

— Как тактичность тренера влияет на результативность женского коллектива?

— Женская психология в области спорта утверждает: если девочки видят, что тренер отвечает за свои слова и стоит за них горой, они тренируются и стараются в два раза больше. Словом, делают всё, чтобы не подвести тренера и принести победу.


Фото: официальная страница женского футбольного клуба «Строгино» во «ВКонтакте»
Фото: официальная страница женского футбольного клуба «Строгино» во «ВКонтакте»
Фото: официальная страница женского футбольного клуба «Строгино» во «ВКонтакте»

— Как правильно критиковать женский коллектив?

— Критика есть во всех видах спорта: и в женских, и в мужских. Она обязательна и полезна при одном условии: критикуйте действия игрока, но не личность. При таком подходе вы не заденете достоинство подопечного и сохраните хорошие отношения между вами.

Не забывайте и про обратную сторону критики — похвалу. Универсальный принцип прост: критикуйте лично, поощряйте при всех.

Интересно, что есть игроки, которым по характеру критика просто необходима, чтобы завестись. Замечания подстёгивают их и запускают реактивное сопротивление нервной системы — только так они аккумулируют свои силы и достигают результатов.

— Как таких игроков выявить?

— Это вопрос индивидуального подхода: общайтесь с самими спортсменами и уточняйте детали у спортивного психолога команды. Кого-то нужно излишне подбадривать, кого-то встряхивать, а кого-то вообще не трогать. Если найдёте ключик к каждому человеку, сделаете эффективной всю команду.

— А может ли сам тренер демонстрировать свои чувства на поле? Или следует быть сдержанным?

— Лично я привык переживать всё внутри себя: спокойно сидеть на скамейке и вставать с неё лишь изредка. И если на взрослом футболе я ещё могу выбежать из технической зоны и пожестикулировать в сторону судьи, то на детско-юношеском уровне — нет.

Для тренера игра — это просто тренировочное средство, всю работу мы проводим до. Тренер должен абстрагироваться и дать детям играть: вы не сможете вечно подсказывать, что и как делать.

Чек-лист: как выглядит хороший тренер по художественной гимнастике

На что же обращать внимание при знакомстве с тренером?

Собрали для вас небольшой чек-лист: вот по каким пунктам стоит пройтись. 

Уважительное отношение к подопечным. Хочется верить, что это база, которая должна быть у педагога по умолчанию, но недоброжелательные тренеры все еще встречаются. Прислушивайтесь к рассказам ребенка и после начала занятий.

Личная спортивная карьера

Если ребенок планирует переходить в большой спорт, важно, чтобы тренер знал, как в нем все устроено. Личный опыт соревнований помогает тренеру эффективнее готовить спортсмена, знать, что посоветовать и как поддержать

Да и ребенку проще довериться авторитету человека, который уже проходил через все, что только предстоит ему.

Образование. В то же время просто карьеры в художественной гимнастике недостаточно: важно, чтобы было и специальное образование. Оно позволяет действовать не по наитию, а по науке: будущие тренеры по художественной гимнастике учатся анатомии и физиологии, психологии, что позволяет им грамотно распределять нагрузку, умело управлять детским коллективом и находить подход к каждому.

Подопечные регулярно занимают призовые места и выигрывают соревнования. Даже если ребенок планирует заниматься “для себя”, важно, чтобы у тренера был опыт подготовки сильных спортсменок, способных выигрывать призовые места и отбираться на просмотры к тренерам из сборной. Это говорит о высоком качестве тренерской работы.

Важно, чтобы тренер умел готовить гимнасток к выступлениям: показателями этого служат победы учениц на соревнованиях

Квалификационные требования к работнику

Профессиональным тренером может стать только целеустремленный человек с качествами лидера. Основные требования к работнику этой сферы заключаются в том, что тренер должен знать:

психологию, физиологию, возрастную педагогику;

особенности физического развития спортсменов в каждом возрасте;

методики и приемы спортивной подготовки воспитанников;

современные технологии, позволяющие улучшить продуктивность подготовки (знания ПК, опыт работы с техническим оборудованием);

приемы убеждения и аргументации, способы подхода к детям, установление контакта с родителями;

способы разрешения конфликтных ситуаций;

В зависимости от места, где тренер ведет свою деятельность, требования могут отличаться. Работодатель может требовать наличия опыта работы с детьми и пр.

Источник фото prostooleh/freepik

Олег Графов

Персональный тренер по фитнесу и бодибилдингу

Окончил колледж фитнеса и бодибилдинга им. Бена Вейдера.
Член Ассоциации профессионалов фитнеса (FPA).
Участник семинаров тренера высшей категории по бодибилдингу, судьи международной категории IFBB Александра Назаренко.
Призер чемпионата России 2015 года. КМС по пауэрспорту. Многие из его учеников получили звание КМС.
Основные направления:
– проведение персональных тренировок
– консультация в области спортивного питания и нутрициологии
– функциональный тренинг
– коррекция избыточной массы тела
– особенности построения тренировочных программ для женщин
– силовые тренировки
– проведение тренировок при остеохондрозе, межпозвоночных грыжах, протрузии межпозвонковых дисков
Опыт личных тренировок более 12 лет.
Опыт работы тренером – 8 лет.

«Учиться придётся много»: совет от тренера

— Какие у вас есть цели и мечты, которых в ближайшее время хотите достичь?

— Я хочу и дальше учиться как тренер: поступить в ближайший набор на лицензию категории PRO, высшую. А ещё желаю, чтобы максимальное число моих футболисток из ЖФК «Строгино» попали в Женскую суперлигу — высший футбольный эшелон России.

Как спортивный директор «Чемпионики» я продолжу активно развивать сеть школ и самих тренеров. Лучшая похвала для меня — получать из разных источников позитивные отзывы об их работе. Знать, что родители наших детей довольны тренировками, а дети с удовольствием их посещают.


Вадим (в сером) на встрече с представителями Департамента спорта города Москвы

— А какой общий, но важный совет вы могли бы дать начинающим детским тренерам?

— Я бы посоветовал запомнить и принять, что работа тренера — это не полуторачасовое занятие. Работа тренера — это процесс до тренировки и после неё. Для настоящего результата вам придётся очень много учиться и столько же работать засучив рукава.

Вадим Козлов также советует прочесть книги и методические пособия Бориса Григорьевича Чирвы — доктора педагогических наук и ведущего методиста в российском футболе.

Тарифицирование работников.

Ежегодно (не позднее чем за две недели до начала тренировочного (спортивного) сезона) производится тарифицирование работников.

Тарификация может осуществляться с использованием следующих методов:

  • почасовой – зависит от выработки рабочего времени, затраченного на реализацию образовательной программы или программы спортивной подготовки в соответствии с табелем учета рабочего времени;
  • подушевой – зависит от количества занимающихся по каждому этапу (периоду) подготовки и избранному виду спорта, закрепленных за работником в соответствии с тарификацией;
  • групповой – зависит от количества групп по каждому этапу (периоду) подготовки и избранному виду спорта при условии наполняемости групп не ниже минимального;
  • рейтинговый – зависит от результатов спортивных достижений занимающихся за определенный период подготовки.

Тарифицирование работников, участвующих в реализации программ с несколькими группами занимающихся, может осуществляться с применением разных методов по каждой группе.

В связи с подушевым финансированием большинства государственных (муниципальных) образовательных и спортивных организаций наиболее распространенным является подушевой метод тарификации.

Далее мы подробнее рассмотрим порядок начисления заработной платы при таком методе.

Первый тренер в жизни ребенка: почему это важно

Тренер в жизни ребенка на самом деле занимает куда более значимое место, чем кажется: это не просто человек, с которым будущий спортсмен проводит много часов, учась отрабатывать элементы. Хотя нормально сменить несколько тренеров за карьеру, тот из них, с кем ребенок столкнется первым, сильно повлияет на отношение к спорту, соревнованиям, личным успехам и неудачам. Такой человек может как вдохновлять на новые свершения, так и навсегда отбить желание приходить на тренировки.

От первого тренера зависит, будет ли ребенок с радостью ходить на тренировки, или потеряет интерес и к ним, и к жизни спортшколы.

Для большинства детей тренер становится “значимым взрослым”: наравне с мамой, папой, дедушкой и бабушкой. Сами тренеры тоже часто привыкают к своим подопечным, как к собственным детям, поддерживают отношения с ними и с их семьями.

Представьте, что тренер, появившийся в жизни вашего ребенка, обладает не лучшими моральными ориентирами: не видит ничего такого в несправедливых оценках, разделяет группу на любимчиков и тех, к кому можно относиться свысока. Такой человек, даже если ребенку повезет, и он окажется в фаворитах, может плохо повлиять на формирование и становление личности будущего спортсмена

Именно поэтому важно присмотреться к тому, кто будет тренировать ребенка первым: пока он уязвим и верит тем, кто старше

Личностные качества тренера

Необходимы определенные качества тренера, чтобы стать профессионалом в своей сфере. Тренер должен быть:

Какое образование, согласно профстандарту, может иметь тренер-преподаватель учреждения дополнительного образования детей (образовательное). Например педагогическое – это нарушение или нет?

Здравствуйте, Светлана Анатольевна!

Также замечу что руководитель может назначить и без наличия необходимого уровня образования или стажа

  • Что такое пожарный рукав кратко

      

  • Какие черты характера царицы переданы в данном тексте есть ли в чем либо противоречия кратко

      

  • Школа 2 карпинск педагогический состав

      

  • Что является научной основой правил пищевого поведения человека кратко

      

  • Проект в доу мама главное слово

Задача первого тренера

Но не только профессиональные спортсмены помнят своего первого тренера всю жизнь. Его помнят вообще все, кто хоть немного занимался в какой-либо секции. Пусть год или два — воспоминания все равно остаются навсегда.

Как известно, наилучших успехов в бизнесе, да и в жизни вообще добиваются люди, посвятившие часть времени своего детства спорту. Ничего удивительного здесь нет. Спорт прививает множество важнейших качеств психики, учит конкурировать, дружить, выручать, побеждать, преодолевать. Воля к победе, бойцовские качества, железный характер — все это формируется во время спортивных занятий.

По-настоящему профессиональный тренер воспитывает в ребенке множество положительных и необходимых для жизни качеств: дисциплинированность, честность, уверенность в себе, волю, умение контролировать эмоции и так далее. Все эти навыки становятся фундаментальными для человека, тысячи раз пригождаясь ему в течение жизни.

Ребенок, получивший в детстве такую «закалку», с огромной долей вероятности не потеряется в жизни, не наделает уйму глупостей. А когда настанет время выбора спутника жизни, выберет себе подобного человека: умного, смелого, честного, достойного. И воспитает таких же детей!

Все это ребенок впитывает в себя как губка именно в первые месяцы тренировок. Поэтому к выбору первого тренера следует подходить очень внимательно.

Лучший и первый тренер

То, что значит первый тренер для любого спортсмена, сложно описать простыми словами. Любой спортсмен проходит через руки множества наставников. Уже в детском возрасте даже в самой серьезной спортивной школе их может быть пять или шесть. А уж когда ребенок вступает во взрослую жизнь, количество тренеров, с которыми он работал, может доходить до двадцати человек. И все равно, получая награду, спортсмен всегда благодарит родителей, мужа или жену, болельщиков и первого тренера.

И это вовсе не дань традициям или вежливость. Это настоящая, искренняя благодарность. Как каждый из нас помнит свою первую любовь, так и спортсмены всю жизнь помнят своего первого тренера, каким бы он ни был. Причин такой долгой памяти и благодарности много.

Роль первого тренера

Первый тренер — это человек, который знакомит ребенка с миром спорта. Он не просто развивает в юном спортсмене определенные качества, а учит его умениям и способностям с нуля. Наставник вкладывает в него те знания, которыми обладает сам, и которые годами передает молодому поколению. Именно работа первого тренера во многом определяет способности и профессиональный путь ребенка.

Обучить маленького человека чему-то абсолютно новому, привить ему интерес к этому обучению, научить основам спортивных выступлений — все это задача первого наставника.

Первый тренер — это тот человек, который становится для ребенка еще одним «важным взрослым». Таких взрослых у детей немного: мама и папа, бабушки и дедушки. Может быть, дядя или тетя. И все. А если смотреть на вещи реально, то по-настоящему серьезным жизненным мудростям и умениям ребенка учат только родители, да и то не всегда: дела, работа, занятость…

И вот первый тренер становится тем самым важнейшим взрослым, который расходует свое время с одной целью — научить чему-то ребенка. Конечно, такой наставник запоминается на всю жизнь. Ведь тренер учит ребенка не только спорту. Он помогает ему научиться не отчаиваться, делать правильные выводы, анализировать и думать, не сдаваться, всегда двигаться вперед, к новым достижениям и победам. Для ребенка тренер — это тот человек, который искренне, всей душой заинтересован в его жизни. И ребенок хочет оправдать эти надежды, со всем усердием работая на тренировках.

Ольга Бахурина

Инструктор групповых программ

Инструктор групповых программ Pilates и Bodyflex (сертификат и диплом Академии фитнеса “Олимп”, 2017)
Инструктор-методист по ЛФК при заболеваниях органов дыхания (сертификат и диплом АНО ДПО “Профразвитие”, 2023).
“5 дыхательных практик с терапевтическим эффектом: Стрельниковой, Бутейко, Мюллера, Бодифлекс, Цзяньфей”
– релаксация организма;
– выведение токсинов;
– создание и укрепление мышечного корсета;
– профилактика и облегчение состояний при сосудистых заболеваниях;
– избавление от панических атак;
– здоровье лимфатической и кровеносной систем;
– нормализация сна;
– облегчение симптоматики при заболеваниях дыхательной системы (гайморит, синусит, ангина, аллергический ринит);
– растяжка мышц всего тела;
– постоперационная реабилитация;
– подготовка к родам и постродовое восстановление.
Опыт работы тренером персональных и групповых занятий более 6 лет.

Особенности профессии

Главной особенностью образовательного процесса в сфере спорта является то, что большая часть обучения происходит во время тренировок. Основная задача тренера – обучить своих воспитанников спортивному мастерству и помочь им усовершенствовать личностные навыки. Даже если у человека есть талант без эффективной и продуктивной работы тренера развить его очень сложно. Некоторые специалисты этой профессии занимаются массовым обучением, другие тренируют отдельных спортсменов. Именно поэтому инструктору по спорту требования предъявляются самые различные.

Все зависит от того, какую именно работу ему нужно будет выполнять и кого тренировать. Его главной задачей является раскрытие спортивного потенциала у своих учеников, подготовка их к соревнованиям, а также развитие дополнительных ресурсов организма для достижения максимального результата. Чтобы этого добиться, тренеру нужно разработать правильный режим тренировок, распределить нагрузки в соответствии с возможностями воспитанников, а также выбирать упражнения, индивидуально для каждого из них

Стоит учитывать, что спорт зависит не только от физической силы, важно также тренировать физиологию, управление телом и эмоциональным состоянием

Инструктор должен давать своим ученикам теоретические знания, осуществлять их психологическую подготовку, вдохновлять на победу, прививать дисциплину и прочее. Работа спортинструктором предполагает, что он будет с помощью медицинских работников следить за состоянием здоровья своих воспитанников, подбирать диеты, подходящие для конкретных тренировок, оказывать помощь в преодолении незначительных травм, которые вполне могут случиться при занятиях спортом.

Соотношение параметров режимов правового регулирования по должностям “тренер-преподаватель” и “тренер”

N п/п

Параметры

Должность

Тренер-преподаватель

Тренер

1

Трудовой договор

Срочный (до 5 лет) (подп. 8 ч. 1 ст. 48 Закона N 273-ФЗ; п. 17 Приказа Минобрнауки России от 24.03.2010 N 209)

По соглашению сторон могут заключаться как на неопределенный срок, так и срочные (абз. 1, 2 ст. 348.2 ТК РФ)

2

Продолжительность рабочей недели

Не более 36 часов (ст. 333 ТК РФ)

Не более 40 часов (абз. 2 ст. 91 ТК РФ)

3

Норма учебной нагрузки в неделю

18 часов (Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075)

24 часа (Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 16.07.1990 N 280/12-1)

4

Дополнительная учебная нагрузка, не считающаяся совместительством

До 18 часов (подп. “б” п. 1 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41)

Отсутствует

5

Аттестация кадров

Обязательная (подп. 4 ч. 5 ст. 47 Закона N 273-ФЗ); один раз в 5 лет (п. 17 Приказа Минобрнауки России N 209)

Государственная: рекомендуется один раз в 4 года (п. 7.4 Приказа Минспорта России N 325); общественная: разрабатывается федерациями по видам спорта

6

Длительный отпуск

До одного года (ст. 335 ТК РФ; подп. 4 ч. 5 ст. 47 Закона N 273-ФЗ)

Не предусмотрен

7

Совместительство

9 часов (абз. 6 п. 1 Постановления Минтруда России N 41; абз. 8 разд. 3 Рекомендаций <5>); не регламентируется обязательность извещения работодателя

12 часов (подп. “з” п. 2 Постановления Минтруда России N 41), но с разрешения работодателя по основному месту работы (абз. 1 ст. 348.7 ТК РФ)

8

Отпуск (основной + удлиненный)

(28 + 14) дней (ст. 334 ТК РФ; Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 724)

(28 + 4) дней (минимум) (абз. 2 ст. 348.7 ТК РФ)

9

Квалификация после прохождения аттестации

Высшая, первая, соответствие должности (п. 2 Приказа Минобрнауки России N 209)

Государственная: высшая, первая, вторая, без категории (п. 7.4 Приказа Минспорта России N 325); общественная: устанавливается федерациями по видам спорта

<5> Рекомендации по установлению учебной нагрузки учителей и преподавателей (письмо Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 11.05.2012 N 113).

Из таблицы видно, что минимальные социальные гарантии и компенсации по должностям “тренер” и “тренер-преподаватель”, имеющим право осуществлять обучение по программам спортивной подготовки и дополнительным общеобразовательным программам, не совпадают. Причем тарификация работы тренера осуществляется по нормативно-правовым актам, принятым еще в СССР. Иных документов, по которым осуществляется правовое регулирование трудовых отношений данной должности, мы не выявили.

В настоящее время существует ряд позиций научных работников, которые выступают за тождество в правовом регулировании должностей тренеров и тренеров-преподавателей <6>. Однако концепции научных работников в большинстве своем теоретические. На наш взгляд, они не учитывают реалии настоящего времени, складывающиеся на практике.

<6> Базыкин А.Е. Правовое регулирование труда тренеров: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Науч. рук. А.И. Шебанова. М., 2012; Гусов К.Н., Шевченко О.А. Спортивное право. Правовой статус спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных специалистов в области физической культуры и спорта. 2-е изд. М.: Проспект, 2014.

Таким образом, для разрешения сложившейся противоречивой ситуации необходимо:

  • во-первых, проработать вопрос о возможности установления единого административно-правового статуса спортивных школ как организаций, осуществляющих обучение (ст. 31 Закона N 273-ФЗ);
  • во-вторых, в условиях, когда образование и спорт относятся к разным видам экономической деятельности, Минспорту России необходимо ходатайствовать перед Правительством РФ об установлении тождества наименований должностей “тренер” и “тренер-преподаватель”;
  • в-третьих, при разработке профессионального стандарта тренера необходимо учитывать сложившуюся практику получения профессионального образования работниками по гуманитарным и педагогическим специальностям в области физической культуры и спорта.

Итоги

Выбрать достойного первого тренера для ребенка важно, потому что он часто становится для него значимым, не последним в жизни человеком, который может как привить любовь к спорту, так и отбить ее. Тренер должен научить ребенка не только спортивным элементам и технике упражнений: важно, чтобы он был хорошим психологом, приучил к дисциплине, научить работе с другими гимнастками в команде

Опыт у тренера личной спортивной карьеры в прошлом важен, если ребенок планирует перебираться в большой спорт. Но не менее значимо и профильное образование. Чемпионские награды — не гарантия, что бывший спортсмен будет хорошим тренером.

Rate article